Творческие проекты
Я точно помню момент с которого началось осознанное знакомство с музыкой. Зимой 1996 года с одноклассником Иваном Беловым мы гоняли шайбу на хоккейной коробке. После он протянул мне пиратскую аудиокассету с надписью «Агата Кристи»:
- На вот, послушай, классная музыка. Трафаретная надпись синими чернилами на бумажной вставке: «Сторона А / Опиум 1995 г.; Сторона В / Позорная Звезда 1993 г.». Песни первого альбома были хорошо знакомы из радио эфира, тогда нонстопомъ крутили: «Сказочную тайгу» (катализатор ностальгии минувшей эпохи) и одноименный «Опиум для никого» (в период захлестнувшей бесконтрольной наркомании на обложке использовали провокационный флакон духов «Opium»). Но зацепила именно мелодика композиции «Айлавью» второго альбома аудиокассеты.
Спустя какое-то время, помню, мы сидели в раздевалке секции кикбоксинга клуба «Спартак» (сейчас на его месте построена школа гимнастики) и по очереди слушали «Позорную звезду» на кассетном плейере. После, в киоске напротив купили крепкое немецкое пиво в металлических банках. Спешно распили горький напиток в одном из встречных подъездов, которые еще тогда не закрывались на металлические двери. И поспешили домой. На улице было жутко холодно и алкогольное опьянение настигло лишь в квартире. Я завалился в душевой комнате, а на вопрос родителей: в чем дело? Наврал, что на спарринге пропустил серию ударов в голову. Засыпал с головокружением, все под ту же заразительную мелодику «Позорной звезды».
В то время добыть новую музыку было возможно лишь приобретя очередную пиратскую копию на аудиокассете в одном из киосков. Я скопил карманных денег и поспешил за очередным «двойником» любимой группы. Тогда это были: «Коварство и любовь 1989 г. / Декаданс 1991 г.». В то время они показались мне совсем иными по звучанию, но порадовали содержанием текстов. Последний по-прежнему входит в пятерку любимых отечественных альбомов (среди «Ноль» и «АукцЫон»). Стихи к одноимённой песне «Декаданс» до сих пор читаю на творческих вечерах, а композиция «Мотоциклетка» едва ли когда-нибудь мне надоест.
Агата Кристи одна из немногих групп, чью дискографию готов назвать последовательно среди ночи и даже напеть большую часть песен.
Позже будут более электронные по звучанию «Ураган» и «Чудеса», которые не затихали во время дачных посиделок и в автомобильных магнитолах. Многое из творчества становилось понятно с течением времени.
Готов поспорить, что в известной композиции «Cadillac» Моргенштерна звучит мелодика из «Гномов Каннибалов» 1988 г. «Агаты». Многие знают эту песнь по сборнику «Легенды русского рока», но не способны назвать иных песен первого альбома «Второй фронт» 1988 г.
Посчастливилось присутствовать на концертах, примерно в 2005 г. в Цирке и в 2009 г. в СКК им. Блинова. Позже на Мото Фесте «Ирбит» в 2017 г.
Ценю группу за множество культурных отсылок, таких как: Мистический рассказ «Паук», немецкого писателя Ганса Гейнца Эверса или название песни «Viva Kalman!» отсылает к «королю оперетты» Имре Кальману, поскольку весь материал в целом и песня в частности выдержаны в опереточном стиле. Альфреду Шнитке - Советскому композитору, педагогу и музыковеду, Стивену Кингу (Ветер), Михаилу Булгакову (Собачье сердце) и пр.
Бесспорно, самое яркое творчество принадлежит золотому составу коллектива: братьям Вадиму и Глебу Самойловым (гитары, вокал), клавишнику Александру Козлову (авторство многих известных хитов. Входил в состав группы «Неоновый мальчик», музыку которого использовали «Отпетые мошенники») и барабанщику Андрею Котову (профессиональный музыкант. Входил в состав коллективов: «Трек», «Кабинет», «Урфин Джюс»). Солидная история творчества длинной в 35 лет. Множество отечественных и международных премий. Гастроли за рубеж в советский период сцены. Трансляция по центровым каналам страны в доинтернетную эпоху ТВ. Упоминание в популярном Американском мульт сериале «Бивис и Баттхед» (Два корабля). Все это простые парни из Политехнического института г. Свердловска.
Кстати, в композициях «Африканка» и «Позорная звезда» можно услышать проигрыш популярного тогда сериала «Рабыня Изаура».
Важно напомнить, что Агата Кристи была широко известна еще до популярности «Земфиры», «Мумий Тролль» и «Короля и Шута». Нужно ли говорить, что в 90-х многие музыканты вынуждены были прервать свои творческие пути и выживать посредством торговли на вещевых рынках. В архивах аудиотеки так же хранится диск малоизвестного сольного проекта Глеба Самойлова: «Маленький Фриц» 1990 г. На мой взгляд,- не самое сильное звучание, но отличные тексты песен на военную тематику. Признан и любим в кругу поклонников творчества Агаты.
Известно, что Александр Козлов прервал многообещающую карьеру медика во имя музыкального пути. Ему так же принадлежит авторство многих хитов группы. Именно он является инициатором названия коллектива.
Александр умрет в 2001 г., что послужит началу конца «Золотого состава».
Творчество «Агаты Кристи» тесно переплетено с иными известными Уральскими коллективами: «Наутилус», «Настя» и пр.
Многим музыка Агаты Кристи запомнилась благодаря фильмам Балабанова и Бодрова: «Брат-2», «Сестры», «Жмурки», «Кочегар», «Мне не больно». Агата эволюционирует, пройдя сквозь синий туман времени в форме «каверов на каверы»: «Как на войне». Не удивительно, ведь в 90-х композиция звучала почти на каждой гитаре. Шедевральная вещь с сексуальным подтекстом.
Хотелось бы еще упомянуть про «Маленькую страну» (Наташи Королевой) стильно исполненную братьями Самойловыми в 2001 г. программы «Не голубой огонек». Плотное общение с автором песен Ильей Кормильцевым, сотрудничество с Александром Скляром на творчество Вертинского, ряд видео эфиров известных музыкальных передач и пр. Но это уже совсем другая история…
«Закинулись бумагой», «Мы идем за кайфом», «Полетаем, а потом вернемся спать», «Желтыми пальцами в тонкие ноздри» - недвусмысленно намекает на увлечение коллектива «неправильным чаем»…
Информация для справки:
На счету у группы десять студийных альбомов, пять сборников, два альбома с ремиксами, три макси-сингла, восемнадцать видеоклипов. В 2009 году музыканты объявили о прекращении существования коллектива и отправились в заключительное турне по России и ближнему зарубежью. К лету 2010 года был записан последний альбом группы — «Эпилог», а также поставлена точка в одноимённом туре — группа отыграла прощальный концерт на фестивале «Нашествие».
После распада «Агаты Кристи» Глеб Самойлов совместно с клавишником Константином Бекревым и ударником Дмитрием Хакимовым, игравшими в «Агате» с 2008 года, создал группу «Глеб Самойлоff & The Matrixx».
В 1990 г. группа перезаписала альбом «Коварство и любовь», изменив список композиций, и с ним выступала в Москве на фестивалях «СыРок», «Интершанс» и «Ступень к Парнасу». Фрагменты выступлений «Агаты Кристи» начали показывать по центральному телевидению в программе «Взгляд». Благодаря этим эфирам музыканты познакомились с режиссёром Андреем Разбашем, который снял для них клип на песню «Viva Kalman!»
В 1989 году группа представляла советский рок на фестивале в Глазго (Шотландия), а в 1991 году — получила гран-при и денежный приз в размере десяти тысяч франков на фестивале молодых европейских групп «Open du Rock» во Франции в Бургундии.
Декаданс» был записан в 1990 году и издан в 1991-м. Концертная премьера нового альбома состоялась в 1991 году в Екатеринбурге. К моменту его записи Потапкина сменил Андрей Котов, ставший бессменным ударником группы почти до самого её распада. С его приходом сформировался состав группы, остававшийся неизменным на протяжении более чем 10 лет.
В 1991 и 1994 годах «Агата» участвовала в благотворительных концертах «ВИD — АнтиСПИД» в СК «Олимпийский» вместе с группами «Машина времени», «Бригада С», «Чайф», «Крематорий» и «Моральный кодекс».
В целом альбом «Декаданс» не был замечен широкой публикой и имел успех лишь у «рок-гурманов». Финансовые проблемы, творческий кризис и общее падение интереса к рок-музыке поставили существование группы под угрозу.
Альбом «Позорная звезда» — один из первых в истории российской рок-музыки, выпущенный на компакт-дисках.
Альбом получил признание и у свердловских рок-музыкантов: вскоре Вадим Самойлов получил предложения участвовать в качестве музыканта, звукового продюсера и аранжировщика в записи альбомов «Титаник» («Наутилус Помпилиус») и «Невеста» («Настя»). Лидер «Наутилуса» Вячеслав Бутусов также настойчиво рекомендовал «Позорную звезду» многим своим коллегам-музыкантам.
Позже был снят видеоклип на песню «Моряк» по сценарию Ренаты Литвиновой, запрещённый к показу на «ОРТ» как «негативно влияющий на психику и не соответствующий имиджу общественного канала».
В Монте-Карло, группа становится лауреатом премии «World Music Awards» в номинации «Успешно продаваемая зарубежная группа». Также она становится и остаётся единственной российской (советской) рок-группой, четырежды награждённой национальной музыкальной премией «Овация».
«Дорога паука», в течение месяца держал первую позицию в «Русской десятке MTV», но в то же время не был допущен к эфиру на «ОРТ» «из-за депрессивного характера песни».
В преддверии 15-летнего юбилея группа гастролировала мало и практически не работала над новыми песнями. Братья Самойловы принимали участие в совместных проектах с другими музыкантами. Так, Вадим занялся продюсированием групп «Чичерина» и «Смысловые галлюцинации» и снялся у последних в клипе на песню «Охотники». Кроме того, он принял участие в записи альбома группы «Пикник» «Тень вампира» и клипа на песню «Не кончается пытка».
Широко распространено мнение о том, что на становление стиля и творчества группы повлияла британская группа «The Cure», в особенности альбом «Disintegration». Первое знакомство с их музыкой произошло в 1989 году, когда, возвращаясь из Глазго, с выступления на фестивале советского рока, ребята привезли эту пластинку. Позже их тогдашний менеджер предложил начать развиваться именно в этом направлении.
Сами музыканты, отвечая на вопрос о том, что оказало наибольшее влияние на их творчество, группу The Cure не упоминают. Глеб Самойлов, как правило, называет группу «Pink Floyd» (периода The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, Animals), музыку Альфреда Шнитке и сказки Э. Т. А. Гофмана, Вадим Самойлов — уральские рок-группы («Наутилус Помпилиус» и «Урфин Джюс») и тот же «Pink Floyd».
Звучание «Агаты Кристи» сильно менялось от альбома к альбому. На первых порах группу очень привлекала оперетта, как «очень напыщенный, манерный и совершенно неестественный жанр». В таком опереточном духе выдержан один из первых альбомов группы «Коварство и любовь», а самая известная песня того периода — «Viva Kalman!» — напрямую отсылает к королю оперетты Имре Кальману.
По словам Вадима Самойлова, «было интуитивное понимание, что мир вокруг нас — это ещё не весь мир. Есть ещё мир внутри нас. И, видимо, нам изначально было интересно копаться именно в этом мире. И я до сих пор уверен, что это самое интересное занятие вообще, которое художник может себе позволить». Глеб Самойлов также неоднократно подчёркивал, что источником вдохновения для музыкантов «Агаты» является их внутренний мир: «Можно вести речь о том, что писались песни под впечатлением от просмотренных фильмов, прочитанных книг, — это, наверно, про альбом „Опиум“. Всё дальнейшее — это исключительно собственные эмоции, практически отчёты о прожитом».
Увлечение братьев Самойловых наркотиками в середине 1990-х годов и успех песни «Опиум для никого» закрепили за «Агатой» имидж «наркоманской» группы. В интервью музыкантам не раз предъявляли обвинения в пропаганде наркотиков и развращающем влиянии на молодёжь, однако те отказывались брать на себя ответственность за то, как поклонники интерпретируют их песни.
Мы просто имели наглость ещё петь об этом, о том, чем живём и что происходит. Это была часть жизни. Мы не пели исключительно о наркотиках, но они составляли часть нашей жизни тоже. Как и у большинства стыдливо молчащих об этом звёзд эстрады, поющих о светлых образах любви. /Глеб/
Рок-журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий в конце восьмидесятых писал о музыкантах «Агаты Кристи»: «Молодые и бодрые, несущие заряд „Алисы“ и настроение „Наутилуса“. Большая надежда Свердловска».
#впаутиневремен / запись в дневнике периода системного прослушивания Агаты Кристи:
Моя девушка сказала мне, что подъезд является - некой формой бытия. Лимонов написал, что подъезд – бетонная нора. Холл живого дома… Они были чертовски правы!
Совсем недавно я с призрением относился к подъездной субкультуре и её последователям. Сегодня она меня поглотила, и я пополнил число обитателей каменных сот. Мне как никогда раньше приятно сидеть на холодных ступеньках и пожирая дешёвый портвейн,- погружаться в тяжелые раздумья о всякой ху*не...
Вы не поверите, но мне милы даже наркоманские шприцы,- разбросанные на площадке, милы,- как следы необычных гостей. К гостям норы нужно относиться подобающим образом, ведь они (гости),- не являются постоянными обитателями улья.
Как всё же романтично сидеть в уютном подъезде холодной январской ночью: сидишь на ступеньках, тусклая лампочка мерцает, словно хочет что-то до тебя донести. Но я её не понимаю. За окном темень, где-то скрипит последний трамвай и лютый ветер завывает тональный мотив. В жёлтом окне видны мистические огни киоска, которые мне милы подобно воспоминаниям о первом поцелуе...
Ты, наверное, хочешь послушать музыку? Нет никаких проблем! Выпьешь ещё пару таких бутылочек и твой головной радиоприёмник настроится на волну «Запой ФМ». Музыка сфер уже вот-вот зазвенит в твоей хмельной голове тысячей рюмок. Что? У тебя закончились сигареты? Не вопрос! Спустись-ка на площадку ниже и докури те, что разбросал позавчера. Тебе уже наскучило это место? Ничего страшного! Поднимись на площадку выше и,- смени интерьер. Тебе хочется немного новых впечатлений? Отвори дверь и жди идеалистов лунного света преследующих нечеловеческие цели,- их много в этот час шатается без дела в здешних краях. Ещё не закрылась рюмочная «Буратино»,- где так гадко пахнет блевотиной…
Умей радоваться малому (см. Хагакурэ). В конце концов,- не всё ещё кончено, даже в твоей бутылке. Она пуста всего наполовину!
ПОДЪЕЗД – это слово должно звучать грозно,- словно СТАЛИН(!), ведь недаром в нём есть твердый знак. Если тебе повезло с духовными сподвижниками, то они с пониманием должны относиться к твоему времяпровождению. Кто знает,- может быть, они когда-нибудь составят тебе компанию?..
ПОДЪЕЗД – зародился на белом свете вместе с человеческим родом, несмотря на то, что в первоисточнике ему уделяется так мало внимания. Первые разумные существа жили в пещероподобных подъездах и, я готов поспорить,- переживали в них неслыханные эстетические удовольствия (скажем, во время затяжного ливня)…
Несмотря на то, что подъезд по определению таит одиночество, времяпрепровождение здесь в компании с достойным собеседником вдвойне веселей. Самое главное не молчать, - иначе вы будете походить на двух замёрзших алконавтовъ (дуэт шизофреников) и,- ни в коем случае не говорить на бытовые темы – это пошло и достойно презрения! В подъезде необходимо философствовать или читать стихи, как будто ты - непризнанный гений, отвергнутый обществом поэт. Адольф Гитлер тоже в свое время тусовался в подобных местах, слагая легенды про «Новый порядок» (см. «Венские годы учений и мучений» в Mein Kampf).
Проходящие мимо люди критически относятся к моему присутствию, словно я причастен к известной категории лиц, но, ничего не смеют молвить, ведь я прилично одет.
- Наверное, выгнала из дома ревнивая жена? Бедняга. –думают они.
Я неподвижно лежу на лестничной площадке, в строгом чёрном костюме с красным галстуком, бережно накрытый кем-то собственной дубленкой (в этот день я возвращался с джазового концерта, напившись от переполняющих меня чувств). Жильцы с недовольными лицами осторожно переступают через моё неподвижное тело, - я им улыбаюсь, чувствуя, как переработанный алкоголь выделяется прямо в штаны…
Продолжение можно найти в книге: «Тьма, Боль, Печаль и Убийцы / Просроченные сны», прикрепленной в файлах настоящей группы.
П. С. Сражайтесь за то что вы любите, а не против тех, кого ненавидите. И дивной Вам глубины, в ранний вечер позднего дня…
https://vk.com/album-8583278_248559295